Шлюп - имеет одну мачту и паруса фок и грот. Иногда пираты производили модернизацию шлюпа до бригантины, устанавливая вторую мачту.
Кеч – в отличии от яла (небольшая бизань-мачта, установленная позади румпеля) бизань на кече крепится впереди румпеля, что позволяет использовать больший парус и свободно ходить под гротами.
Шхуна – двухмачтовый корабль косыми парусами на обоих мачтах. Существует множество разновидностей шхун по применяемым парусам. Иногда строились трехмачтовые шхуны, типа фрегатов, которые также вооружались преимущественно косыми парусами. На рисунке показана шхуна с классическим вариантом парусного оснащения. На каждом из трех типов шхуны грот-мачта оснащена парусом-бригантиной и, по меньшей мере, двумя штаговыми парусами, а фок-мачта несет фок и бом-кливер.
Барк — малое парусное судно с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты), несущей косое парусное вооружение. Иными словами, все мачты барка, за исключением последней, из поперечного рангоута имеют только реи, тогда как последняя мачта рей не имеет. Число мачт барка — три и более (двухмачтовые парусники подобного вооружения называются бригантинами).
Бриг – двухмачтовый корабль с прямым парусным вооружением и дополнительным косым парусом. Вместо косых парусов на грот-мачте устанавливали легкий прямой парус, что позволило улучшить скоростные показатели корабля. Бриг был своеобразным потомком шнявы и бригантины.
Фрегат - это трехмачтовый парусник с полным парусным вооружением с одной или двумя (открытой и закрытой) орудийными палубами, несущий прямоугольные паруса даже на бизань-мачте. Он может быть также снабжен бригантиной, которая не заменяет никакого прямоугольного паруса. Фрегаты могут быть трехмачтовой шхуной-брамселем, трехмачтовой брам-шхуной и различными вариантами двухмачтовых шхун с дополнительной мачтой.
Каравелла - двухмачтовые с латинскими парусами. Со временем латинский парус на фок-мачте заменили прямым. Особое значение имела легкость и маневренность каравелл в условиях океанских плаваний у неизвестных и слабо обследованных берегов. Первоначально каравеллы были легкими однопалубными кораблями водоизмещением в 50-70 тонн, длиной 15-25 метров, с тремя или четырьмя мачтами и латинскими парусами. Относительно высокие мачты и наличие бушприта позволили увеличить площадь парусов вдвое, что, естественно, сказалось на увеличении скорости хода.
Мановар - трехмачтовые военные (боевые) морские корабли, вооруженные пушками и приводимые в движение парусами. Часто так называли наиболее крупные из линейных кораблей. Орудия на них располагались в 3 ряда вдоль бортов, на специальных орудийных палубах. Cтроились по подобию галеонов.
Галеон — наиболее совершенный тип парусного судна, появившийся в XVI веке. Данный тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл и каракк (нефов) и предназначался для дальних океанских путешествий. Снижение баковой надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению устойчивости и снижению волнового сопротивления, в результате чего получилось более быстрое, мореходное и маневренное судно.